Меры государственной поддержки в сфере закупок, предлагаемые АРПП «Отечественный софт»

04.07.2014

Важным инструментом поддержки национальных продуктов являются государственные закупки. Для развития национальных отраслей экономики во многих странах, таких как США, Китай, Бразилия, установлен приоритет для национальных товаров. Аналогичные меры, на наш взгляд, целесообразно реализовать в России.

На совещании о повышении государственной эффективности при использовании информационных технологий в г. Новосибирске 17.02.2012 В.В. Путин поручил Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минфину России представить предложения по вопросу поддержки российских программных продуктов в рамках государственных закупок, закупок естественных монополий и государственных компаний. Считаем, что меры поддержки отечественного программного обеспечения должны быть утверждены законодательно.

Меры государственной поддержки отечественного программного обеспечения должны распространяться на:

•          закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о федеральной контрактной системе) (далее – «Государственные закупки»);

•          закупки отдельных видов юридических лиц (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) (далее – «Закупки государственных компаний»).

Указанные далее меры государственной поддержки также нужно предоставлять облачным услугам (сервисам) с преобладающим использованием отечественного программного обеспечения для оказания таких услуг, в том числе в составе других работ и услуг (например, создание автоматизированной системы, информационной системы и т.д.).

Определение страны происхождения программного обеспечения, услуг и работ по разработке и обслуживанию программного обеспечения, информационных систем, автоматизированных систем не может осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, так как программное обеспечение в электронной форме, услуги и работы не являются предметом таможенного регулирования и контроля.

 

В связи с вышеописанным при осуществлении Государственных закупок и Закупок государственных компаний программного обеспечения:

1.        Программное обеспечение должно признаваться имеющим российское происхождение (отечественным программным обеспечением), если оно включено в Реестр отечественного программного обеспечения.

 

2.        Предлагается установить как исключение, а не как правило, возможность приобретения, сопровождения, обновления, разработки программного обеспечения, которое не является отечественным программным обеспечением, в том числе в составе других работ и услуг (например, создание автоматизированной системы, информационной системы и т.д.).

Для достижения описанного результата Государственная закупка или Закупка государственной компании программного обеспечения, которое не является отечественным программным обеспечением, допускаются при условии:

а.        использования для Государственной закупки или Закупки государственной компании номенклатуры отечественного программного обеспечения (согласно Реестру) с определением классов, видов, назначений;

б.        опубликования по результатам Государственной закупки или Закупки государственной компании заказчиком в единой информационной системе по адресу http://www.zakupki.gov.ru/:

  • полного обоснования отсутствия отечественного программного обеспечения того же класса, вида, назначения (согласно Реестру), соответствующего разумным требованиям заказчика, или
  • полного обоснования несоответствия разумным требованиям заказчика имеющегося отечественного программного обеспечения того же класса, вида, назначения (согласно Реестру).

Это, в частности, означает, что при Государственной закупке или Закупке государственной компании сопровождения и обновления ранее установленного иностранного программного обеспечения, информационной системы, автоматизированной системы с использованием иностранного программного обеспечения они могут осуществляться только в порядке исключения.

 

3.       Дополнительно предлагается установить в качестве контрольного показателя эффективности деятельности руководителей и заместителей руководителей организаций, осуществляющих Государственные закупки и Закупки государственных компаний:

а.         ежегодное увеличение доли отечественного программного обеспечения (согласно Реестру) в информационных системах и автоматизированных системах, локальных вычислительных сетях, ином компьютерном оборудовании организации, но не более определенного числа процентов;

б.         ежегодное увеличение доли отечественного программного обеспечения, связанных с ним работ и услуг, лицензий в Государственных закупках и Закупках государственных компаний таких организаций, но не более определенного числа процентов.

 

4.         Дополнительно предлагается обязать организации, осуществляющие Государственные закупки и Закупки государственных компаний отечественного и не отечественного программного обеспечения, связанных работ и услуг, опубликовывать в единой информационной системе по адресу http://www.zakupki.gov.ru/ полные данные о победителях закупки, условиях заключенных с ними договоров, о закупленном программном обеспечении, о закупленных услугах и работах по разработке и обслуживанию программного обеспечения, информационных систем, автоматизированных систем и т.д., за исключением сведений государственной тайны.