Российское ПО: офисные пакеты

18.10.2017 Российское ПО: офисные пакеты
В условиях осложнения либо полного разрыва сотрудничества с западными поставщиками корпоративного ПО, серьезное преимущество на внутреннем рынке получают отечественные компании-разработчики. Так, в сфере офисного документооборота заметными величинами становятся платформы «Циркон» от компании «Свемел» и «МойОфис» от компании «Новые облачные технологии». В этой статье мы разберем особенности обоих продуктов и попробуем оценить их потенциал в сопоставлении с прочими игроками на этом поле.

Лидерство на рынке офисных решений уже на протяжении десятков лет сохраняется за Microsoft, так что владение основами Microsoft Office давно уже стало само собой разумеющимся требованием для любой должности, хоть как-то связанной с работой на ПК. Всерьез конкурировать с этим гигантом на международном уровне могут пытаться лишь Apple и Google. Но в нынешней ситуации, когда, помимо всего прочего, имеет место сокращение доступа продукции Microsoft на российский рынок, создается устойчивый спрос на российские же программные продукты, способные заменить Office. С учетом того, что практически все пользователи давно уже привыкли к нему, сравнение с функционалом Office остается для пользователей одним из важных факторов при рассмотрении альтернативных платформ, так же как и наличие у них возможности извлекать данные из имеющихся файлов Word, Excel и т.д.

Программный комплекс «Циркон-офис»

История платформы «Циркон» берет начало еще в 2002 году, когда ее главной целевой аудиторией были государственные предприятия, по различным причинам испытывающие затруднения с переходом на продукцию Microsoft. Возрастающий интерес среди государственных и общественных организаций к удобному офисному ПО, не зависящему от Microsoft, создает условия и для более широкого внедрения «Циркон-офис», приложения в котором созданы на основе популярного LibreOffice. В 2016 году платформа «Циркон» была добавлена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Данный программный комплекс включает в себя следующие приложения:

● Writer: текстовый редактор с традиционным набором средств создания, изменения, копирования и печати текстовых документов;
● Calc: редактор таблиц, позволяющий оформлять данные в стандартных ячейках, сортировать и форматировать их, производить расчеты с табличными данными, а также строить по ним графики и экспортировать в различных форматах;
● Draw: графический редактор с набором стандартных фигур и линий для удобного создания схем и иллюстраций;
● Impress: приложение для создания, редактирования файлов презентаций, а также их отображения в формате, удобном для совещаний, конференций и т.п.;
● Math: редактор математических формул, позволяющий создавать «многоэтажные» выражения и отправлять их на печать либо вставлять в текстовые документы; предлагает расширенные возможности по сравнению со встроенным в MS Word компонентом Equation.



Основное преимущество приложений «Циркон-офис» – простота и интуитивная понятность для всех, кто уже знаком со стандартным офисным ПО. Они совместимы с сетевыми устройствами печати и сканирования, а также позволяют импортировать данные из большинства существующих текстовых документов, созданных в другой программной среде - прежде всего, из файлов Word, Excel и прочих. Последнее крайне важно практически для любого пользователя, так как мало у кого сейчас нет архива данных в этих форматах.

Платформа «МойОфис»

С первого своего релиза в 2013 году, этот продукт позиционировался компанией-разработчиком «Новые облачные технологии» как альтернатива Office 365 и Google Docs. В 2016 он также был включен в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Ключевые особенности данной платформы - наличие облачного центра с поддержкой параллельного редактирования документов множеством пользователей и высокая степень совместимости с другими популярными офисными решениями.

«МойОфис» доступен в нескольких версиях:

● «Стандартный» – локальная версия для ПК;
● «Профессиональный» – полноценный доступ к облачному хранилищу с совместным документооборотом, а также к сервису «Логос»; поддержка мобильных устройств;
● «Частное облако» – развертывание сервера хранения данных и документооборота в корпоративном облаке, с тем же общим набором возможностей что и в профессиональной версии;
● Ряд отдельных и узкоспециализированных компонентов: «Почта», «Хранилище» и «Образование»



Рассмотрим базовый набор приложений «МойОфис»:

● Текст: текстовый редактор для создания, изменения и форматирования документов, а также отправки их на печать;
● Таблица: редактор таблиц с привычными каждому инструментами форматирования, сортировки, и калькуляции табличных данных, а также создания диаграмм на их основе;
● Презентация: стандартные средства визуализации слайдов; возможность редактирования и создания новых презентаций ожидается в следующей версии продукта;
● Почта: собственный почтовый сервис «МойОфис» позволяет подключать корпоративные почтовые ящики, так же как и аккаунты пользователя в большинстве публичных почтовых сервисах; таким образом, централизованное управление своими почтовыми ящиками совмещается с работой над документами «МойОфис»;
● Документы: приложение доступно в пакетах «Профессиональный» и «Частное облако»; представляет собой файловый менеджер для управления и совместного редактирования файлов приложений «Текст», «Таблица» и «Презентация»; в числе прочего, сохраняет версии документов с возможностью отката последних изменений;
● Логос: внутрикорпоративный мессенджер, интегрированный с «Документами» и позволяющий, таким образом, пользователям внутри одной организации обмениваться сообщениями в чате непосредственно на странице редактирования документа.



Данная платформа работает с основными современными форматами документов: Word (как старым - .doc, так и новым - .docx), Excel (.xls, .xlsx), PowerPoint, файлами Open Office (.odt, .ods, .otp), PDF, а также с файлами Google Docs. Это облегчает переход на данную платформу с более привычного большинству Office, наряду с возможностями онлайн-доступа к данным и инструментам для взаимодействия в реальном времени между пользователями внутри организации.

Веб-версия «МойОфис» совместима с большинством популярных браузеров и доступна с устройств на Windows, Linux, OS X, Android, iOS и ряде других мобильных ОС. В связи с планами экспансии продукта на внешние рынки стоит ожидать дальнейшего улучшения его совместимости с различными платформами и типами устройств.

Перспективы отечественных офисных решений

На сегодняшний день популярность «Циркон-офис» и «МойОфис» невелика даже на отечественном рынке. Тем не менее, в свете очевидно возрастающей проблематичности использования продукции Microsoft, стоит ожидать ускорения их внедрения. При этом оба эти продукта нельзя считать прямыми конкурентами: если «Циркон» прежде всего ориентирован на государственные организации с информационными системами закрытого типа (например, силовые ведомства), то «МойОфис» - это решение для команд, действующих «в облаке» и заинтересованных в интеграции с максимально разнообразным спектром устройств и программных платформ.