Эксперты АРПП «Отечественный софт» поделились мнениями, на что следует обратить внимание при привлечении ИТ-специалистов.
Больше половины российских организаций (53%) испытывают недостаток в ИТ-кадрах, по данным* «Мониторинга цифровой трансформации бизнеса-2023», пишет «Коммерсантъ». Также в четверти компаний (24,2%) наблюдается значительный дефицит разработчиков, что препятствует росту и активной деятельности предприятий. Нехватка кадров порождает конкуренцию за специалистов в сфере информационных технологий, что стимулирует работодателей укреплять развивать свой ИТ-бренд — представление об организации как о месте работы для ИТ-сотрудников.
Ксения Коскова, hr-директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами Ракета, с уверенностью отмечает, что направление ИТ обладает своей спецификой в профессиональных предпочтениях и ценностях работников.
— Рынок ИТ-специалистов – это рынок кандидатов, а среди работодателей наблюдается высокая конкуренция за квалифицированные кадры. ИТ-компании, чтобы привлечь и удержать своих сотрудников обеспечивают их передовой техникой, удобными современными офисами, обязательным ДМС. Также могут включаться возможности компенсации питания, фитнеса, обучения и участия в ИТ-конференциях и многое другое.
Алина Андреева, руководитель отдела по управлению персоналом IT-компании Simpl, согласна с наличием специфичных критериев в профессиональных предпочтениях ИТ-специалистов. Одним из основных требований соискателей она называет возможность удаленной работы.
— ИТ-специалисты — творческие люди, поэтому им важно иметь возможность сосредоточиться, чтобы никто не отвлекал, или работать в то время- когда удобно (придет вдохновение).
Многие кандидаты при выборе работодателя ориентируются на реальные отзывы сотрудников, комментирует Алина Андреева. Поэтому в современных реалиях все компании стремятся развивать бренд компании как работодателя.
По словам, Александры Батиной, директора по персоналу СКБ Контур, главным мотиватором для 70-80% соискателей является зарплата. И хотя это важный, но далеко не единственный фактор, по которому разработчики выбирают компанию.
— На первый план может выйти возможность поработать над интересными проектами, которые придадут значимости и повысят известность в профессиональном сообществе. Не менее важна для многих возможность создать продукт или выполнить проект, который принесет пользу обществу, сделает мир лучше.
Дмитрий Хомутов, директор компании Айдеко, также делится, что более 83% ИТ-специалистов ценят конкурентоспособную оплату труда. Высокий уровень заработной платы делает эту сферу привлекательной для работников. При этом для многих соискателей важны новизна и ценностная составляющая продукта, над которым они работают.
— 48% респондентов предпочитают работать с инновациями и непрерывно улучшать свои навыки, так как технологии постоянно развиваются.
Дмитрий Хомутов подчеркивает, что традиционный подход к пониманию, оценке и продвижению бренда работодателя не всегда оправдан при работе с ИТ-специалистами. Работники этой сферы часто имеют особые профессиональные предпочтения и ценности в отношении рабочей среды, должностных обязанностей, корпоративной культуры и возможностей профессионального роста.
Виктория Жулинская, директор по управлению персоналом ГК «Цифра» разделяет мнение об особой привлекательности работы с инновационным продуктом.
— Уже не первый год ИТ-специалистов привлекает возможность работать с интересным и значимым продуктом, который не только будет развивать их профессиональные компетенции, но и с которым они хотят чувствовать сопричастность, испытывать гордость за результаты.
К интересному продукту добавляется стремление в постоянном профессиональном развитии. Поэтому и сегодня, и завтра, по мнению Виктории Жулинской, соискатели будут отдавать предпочтение компаниям, которые готовы предоставлять возможность и создавать пространство для такого развития.
Евгения Венина, HR-директор Directum, выделяет 2 важные вещи при поиске работодателя для современного ИТ-соискателя: лидер, в команду которого идет претендент, и «смыслы» или «миссия», к которой он собирается присоединиться.
— Последние годы наблюдаю рост требовательности ИТ-специалистов в компаниях. Из-за того, что базовые потребности у этих специалистов по большей части закрыты, так как в этом сегменте достаточно высокие зарплаты, то люди начинают задумываться о смыслах и о ценностях.
Для доверия компании кандидаты оценивают ориентацию на людей, на заботу о сотрудниках. Это мотивирует ИТ-специалистов намного больше, чем просто зарплата. Важным становится именно смысл, ответы на вопросы «Ради чего я здесь?», «Что мне это даёт?».
— Формализм в определенных случаях может рассматриваться сотрудниками даже как предательство. И те компании, которые создают атмосферу заботы и поддержки, однозначно позитивнее воспринимаются сотрудниками, в сравнении с просто «брендом».
Кроме того, Евгения Венина обращает внимание, что сейчас кандидаты все больше смотрят на личность руководителя, в чью команду они идут. Поэтому сейчас проходит очень много митапов, различных мероприятий, на которых как раз с помощью лидеров мнений, амбассадоров компании привлекают лучших ребят.
Анна Мельник, руководитель HR-департамента ПИКС Роботикс, уверена, что многие «фишки» ИТ-компаний по итогу распространяются на весь трудовой рынок.
— Вспомните, сколько было удалёнки даже в ИТ 10 лет назад. Тогда это было действительно привилегией, а сегодня — база, на отсутствие которой разработчик оскорбится.
По мнению Анны Мельник, критериями хорошего ИТ-бренда сегодня являются работа в условиях всевозможного комфорта и по продуманным методологиям, культура взаимопомощи, модный офис и не менее модный мерч, компенсации питания, проезда, спортзала, психолога, обучения, различные развлечения. Однако важно соблюдать баланс.
— Всевозможные «плюшки» действительно работают для привлечения хороших кадров. Но бесконечное расширение программы лояльности в компании, где условия для сотрудников и так выше среднего, уже не принесет желаемых результатов.
Александр Ковалев, HR бизнес-партнер компании-разработчика «Базис», считает, что предпочтения и ценности ИТ-специалистов постоянно меняются в ответ на требования окружающего мира.
— Последние несколько лет в индустрии можно назвать эпохой перемен, в том числе в образе желанного места работы. Если раньше молодые и амбициозные специалисты стремились к стартапам с потенциалом роста, то сегодня они ориентируются на компании, обеспечивающие стабильность и предлагающие возможность удаленной работы.
Соискателей все чаще интересуют нюансы: под санкциями ли компания, заботится ли она об окружающей среде, действительно ли она создает и развивает полезный отечественный продукт.
— Специалисты с разными взглядами будут ожидать на эти вопросы совершенно противоположных ответов: одних интересует релокация, другие с удовольствием согласятся работать в российских ИТ-компаниях. Лет пять назад такое было сложно себе представить.
Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании-разработчика ПО МойОфис, отмечает, что компании, инвестирующие в “управление опытом сотрудника”, в 11,5 раз чаще фигурируют в числе лучших мест работы по версии сервисов поиска работы и оценки работодателей и значительно снижают расходы (силы, время, деньги) на найм сотрудников.
— Такие компании получают в 2 раза больше дохода, в 4 раза больше прибыли и в 4 раза больше прибыли на одного сотрудника — а это показатель эффективности использования рабочей силы.
Эксперты Ассоциации единогласно говорят о важности развития ИТ-бренда работодателя для привлечения качественных кадров. В условиях конкуренции за специалистов компаниям необходимо активно формировать образ организации как желанного места работы для ИТ-сотрудников.
Компании упомянутые в новости: Raketa-travel / Simpl / Контур / Айдеко / Цифра / Directum / ПИКС Роботикс / Базис / Новые Облачные Технологии